ira_myachik (ira_myachik) wrote,
ira_myachik
ira_myachik

Categories:

Дети и Красный Октябрь

«За что ты готов отдать свою жизнь? Возьми лист бумаги, подумай минуту, и составь список вещей за которые согласен умереть. Что будет в первых строках? Дети? Жена? Земля? На каком месте будут стоять такие вещи как свобода, деньги, права, принципы? А за что ты готов отдать все, что у тебя сейчас есть? Все, что ты кропотливо собирал и хранил всю жизнь?  За что ты готов был бы пойти убивать? Невинных людей? Стариков, женщин, детей?» -   Дэн Карлин, американский популяризатор истории в стиле «хардкор» начинает свой очередной подкаст, конкретно этот на тему «Кельтский Холокост». А я ловлю себя на мысли, что это же отличное начало занятия по Русским революциям с детьми 10-15 лет.
     Много ли таких занятий пройдет в этом октябре-ноябре? Часто ли вы говорите о русских революциях дома? Боюсь, что нет.
 Год назад, когда я рассказывала Американским мужчинам изучающим русский язык про Россию в начале XX века, я была уверена, что вот грядет 2017 и появится качественный современный контент, который поможет говорить о событиях столетней давности. И вот тогда-то…

Но нет. Не появился. Все, что у нас есть, можно перечесть по пальцам двух рук (если говорить о детях, то одной). Может быть не актуально?  Для современных подростков?

   Я уверена, что обсуждение событий столетней давности для моих детей важнее и актуальнее, чем были для меня. Почему?

   Во-первых, сейчас все твердят о том, что социальная ответственность молодежи возрастает. Что сегодня юноши и девушки готовы брать на свои юные плечи гораздо больше ответственности за жизнь общества, чем мы, например. Участвовать в политической и социальной жизни. Строить гражданское общество. Да, я верю, что мои дети не будут послушными потребителями законодательства, предложенного «избранными», я хочу, что они принимали активное участие в создании будущего. А для того, чтобы сделать что-то качественное новое, хорошо бы сначала обратиться к опыту прошлого. Тем более такому важному опыту социальных потрясений и поисков новых путей развития.

   Во-вторых, мы молчим о том, что было сто лет назад, потому что так и не решили, как же к этому относится, потому что травма, пережитая нашим народом, все еще дает о себе знать и время от времени кровоточит. Слишком много эмоций, слишком много боли, слишком много личного. Наши родители пережили идеологический поворот на 180%, их мир рухнул. Нынешним 20-40летним никто не позволит подойти к пересмотру неоднозначных и острых событий
XX века беспристрастно. Робкие попытки задать «неудобные вопросы», которые предпринимают время от времени отдельные отчаянные твканалы, радиостанции и просто увлеченные личности зачастую приводят к кровавым баталиям.
    Но рано или поздно все неудобные вопросы придется задать и все самые нелицеприятные ответы озвучить, просто что бы пойти дальше.  Видимо, это сделает поколение наших детей. Это их задача. А значит нам стоит говорить с ними об этом.

  В-третьих, наше поколение и поколение тех, кто старшее привыкло к оценкам: белые-красные, хорошие-плохие, черное-белое во всем том, что касается событий Русской истории прошлого века. С историей Древнего Рима или Наполеоновских войн, например, как-то проще: там не нужно выяснять, на какой ты стороне, можно просто изучать – дискутировать, искать разные ответы на один и тот же вопрос, и при этом не становится «врагом народа».

Мне хочется верить, что у детей получится что-то подобное и с революцией.


В-четвертых, события октября 1917 года – события общемирового значения, они во многом определи все развитие XX века. Это придумала не я – можно посмотреть любые опросы и исследования – октябрьские дни в Петрограде, действительно, «потрясли мир» не меньше той же Французской революции. Наши, русскоязычные дети – хранители и носители родной истории и культуры, это наш и их вклад в общемировую культурную копилку. Понятно, что образованные люди любой страны могут (и вполне себе этим занимаются) изучать историю разных наций. Но, давайте признаем, для человека определенного уровня образования странно не обладать какими-то базовыми знаниями по истории Родины. Да, меня удивят французы, не знающие о Наполеоновских войнах и итальянцы, не помнящие, кто такой Цезарь, или англичане не способные ответить на вопрос, за что Карлу Стюарту отрубили голову….. То есть это какой-то уж совсем базовый уровень, знать, чем примерно твой народ отметился в мировой истории.
 Ага, и для мировой истории события 1917 важнее, чем активность князя Владимира.


    В-пятых, любая революция — это же еще и про то, как мир меняется, как появляются новые экономические, социальные и идеологические силы и тенденции, и про то, что бывает, когда мы не можем договариваться, а приходится бороться за власть и место под солнцем. Сейчас мы вновь живем в эпоху перемен. И лучше бы нам оглянуться на предыдущий опыт и сделать далеко идущие выводы. Тем более сейчас революции случаются чаще, чем в моем детствеJ

   Я могу продолжать. Но допустим, Вы со мной согласились в том, что польза от обсуждений событий столетней давности с детьми какая-то есть. Но! Ведь им это не интересно!
Серьезно? Подросткам неинтересно говорить о борьбе, о правах, о жизни и смерти, о любви, о власти, войне? Где же вы взяли таких подростков? Знаете, почему им неинтересно? Потому что нам  часто кажется, что беседы об истории это выдача некоторых фактов и оценок, а дети должны лишь запомнить их и воспроизвести. В лучшем случае – выучить разные точки зрения умных дядечек и тетечек. Вот ведь жуть какая. Такое мне тоже не интересно. А как же поболтать?  Поспорить? Революция – сплошные моральные дилеммы, сказки,  байки, поводы для острых дискуссий.

     Но мы не умеет говорить о революции так. Нас все тянет к разоблачению мифов, к исторической достоверности, к доказательной базе. Давайте успокоимся: если ты не учитель истории, который готовит ребенка к экзамену, а просто родитель-педагог- взрослый друг, то вполне можно и ошибиться в паре дат и имен, а уж на собственное мнение точно право имеет каждый – главное честно признаться, что мнение всего лишь мнение, да и дату я мог перепутать. Какая разница в конце концов был броневик ли не был, если этот животрепещущий факт стоит между нами и правом рассказать сыну, кто такой Ленин вообще. Ошибайтесь, узнавайте вместе, спорьте, но – говорите и не выступайте в роли «последней инстанции».

    Припятствия на пути к просвещению все же есть. Сложно вот так сесть и сказать: «а не поговорить ли нам сегодня, сынок, о революции?».   «Ок»,-  отвечает, деточка, - «с чего начнем?». Действительно, с чего? И вот тут-то мы и упираемся в проблему современных, актуальных материалов по истории России. Кстати, это касается не только 17 года, с материалами по истории у нас не густо.


История это же в первую очередь увлекательнейший сторрителлинг, не правда ли? Мои познания о Франции начинались с Дюма и Гюго, об Англии с Диккенса и Теккерея, а о Диком Западе с Купера, Шульца и Майн Рида. Да, я знаю, на самом деле все было не так. Но, если бы эти господа не купили меня увлекательностью своих романов, может быть до настоящей истории я не доросла бы никогда.

 С другой стороны, есть стопроцентно работающий рецепт, гарантированно отбивающий интерес к прошлому, о котором нам красочно рассказал Льюис Кэррол:
Помните мышь из «Алисы», решившая «воспользоваться самым сухим предметом», после того как они вылезли из моря слез
: «Вильгельм  Завоеватель  с  благословения папы римского быстро

добился полного подчинения  англосаксов,  которые  нуждались  в
твердой  власти  и  видели  на своем веку немало несправедливых
захватов трона и земель. Эдвин, граф  Мерсии,  и  Моркар,  граф
Нортумбрии...»

  Да, история может стать самым «сухим предметом на свете», а может самым интересным, если это не набор фактов – оставим их ученым, - а жизнь людей. Таких же как ты, но в других, невероятных обстоятельствах.

 Хорошо нам, взрослым, – у нас есть Пастернак, Булгаков, Толстой и Деникин с его «Очерками русской смуты».
    А что делать детям? Тем более за последние десятилетия не вышло ни одной книги и ни одного современного фильма о жизни простых детей сто лет назад, не героев и не злодеев.  Книги о том, как твой мир рушится, и как меняешься ты.

А ведь мы точно знаем, что каждое поколение требует своего переосмысления прошлого. Кстати, середине века повезло больше, там есть и «Дети Ворона», и «Сахарный ребенок» и десятки англоязычных книг о детях во время Второй Мировой и Холокоста.

 Но что-то у нас все-таки есть, доставшееся от предков (это не обзор, это то, что нравится мне и моим знакомым 8-14 лет).

Все мы знаем про две хорошие книжки последних лет:


«Мы живем в 1917 году» издательства «Пешком в Историю» - своеобразная история повседневности начала прошлого века для детей.
«История старой квартиры» - жанр этой книги определить сложно, но о ней сказано уже столько, что повторятся не хочется, но не упомянуть нельзя, так как вещь замечательная и достойная внимания.

Эти работы можно и нужно полистать, особенно педагогам: они как будто бы созданы для проведения занятий, но это, конечно же, не художественная литература

   Существует прекрасный Арзамас, пройдя тест на котором, мы всей семьей выяснили, что страшно далеки от политических взглядов основных участников событий 1917-го, зато близки друг другу, ну только Сашка и Костя оказались чуть консервативнее меня, конечно: http://arzamas.academy/materials/1258

   Тут же можно посмотреть на детские рисунки революционных лет или послушать музыку революции. Для взрослых на Арзамасе есть лекции Льва Лурье. Хорошо, кстати, что у нас есть Лев ЛурьеJ (еще и на радиостанции «Эхо Москвы»). По-моему, Арзамас единственный ресурс, где сегодня можно найти много разного и хорошего про события столетней давности.


  Многие знают интернет проект, который выглядел очень многообещающим год назад, но по дороге запал у авторов, видимо, прошел: https://www.youtube.com/channel/UCOEkK6MI0YmpwAYomx3-3ng

   Конечно, есть и художественная литература, написанная много лет назад, которая может быть интересна и современным детям, это я ориентируюсь на знакомых мне детей, а не перечисляю все, что знаю:

- Дорога уходит в Даль. Александры Бруштейн
- обе Динки. Валентины Осеевой

- Республика ШКИД. Леонида Пантелеева
- РВС. Аркадия Гайдара
- Белеет Парус Одинокий. Валентина Катаева
- Кортик и Бронзовая Птица. Анатолия Рыбакова
-Кондуит и Швамбрания. Льва Кассиля

    Волшебная сила киноискусства, к сожалению, мало, чем способна помочь. Мои дети с истинным удовольствием и многократно смотрели лишь «Неуловимых мстителей» (все три части) и «Белое Солнце пустыни» (приключения Сухова, нужно признать, впечатлили гораздо меньше).

  Всегда приятно почитать «12» Блока или посмотреть русское авангардное искусство, но для этого нужно, конечно, прийти в определенное настроение.
    Костя очень удачно в этом году учил «Заблудившийся трамвай» Гумилева, в итоге мы уже полгода вздрагиваем от грозного «Шел я по улице незнакомой…» в исполнении Ефремова при каждом включении машины (автоматически начинает проигрывать с первого трека). Но "трамвай" колоритный и пару раз дети даже заинтересовались содержанием, а местами могут «подпевать». Особенно, когда папа Костя входит в раж и декламирует бессмертное произведение, аккомпанируя себя, отбивая ритм о руль автомобиля. Что заставляет меня сомневаться в нашем общем психическом здоровье, но зато несет поэзию в массы
J

   У нас все эти списки, книжки и фильмы работают, когда мы говорим именно о совместном изучении прошлого и погружении в него с ребенком. Нет никакого смысла стремится прочесть все книги и посмотреть все фильмы, главное, делать то, что интересно делать вместе. Например, читать:) медленно и со вкусом.

А еще нам повезло жить в Санкт-Петербурге, куда вернемся в ноябре и будем считывать историю с домов и улиц. Если вдруг окажетесь поблизости – дайте знать и присоединяйтесь!

Да, и интересно, как с революцией у вас, обсуждаете? Читаете? Дети проходят что-то в школе?



Subscribe

  • Бывают дети-подарки 5.

    Часть пятая. заключительная. В которой героиня страдает бессоницей, играет в компьютерные игры и становится "Иркой, победительницей рака"…

  • Socks & stairs

    Socks & stairs По-моему, отличное название для паба. Ну не хуже « queen & beavers », например. На…

  • Митя может!

    Две недели назад Мите Мартину исполнилось 9 месяцев, Лена испекла огромный медовик, Костя купил кучу мороженного и мы широко отметили день рождения…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments